В предыдущие поездки по Европе и не только мы утвердились во мнении, что лучше всего путешествовать на автомобиле. Это просто кайф, когда ты движешься в свободном режиме, можешь легко посещать места, которые хочется и быть в них столько сколько надо, да еще и вещи не в руках носить. Кроме того, по пути осматривать настоящую жизнь стран, а не только туристические маршруты.

Маршрут автопутешествия по Франции и Бельгии:

Париж - Замок Шенонсо - Фужер - Мон Сен Мишель - Пляж Омаха - Бельгия (Брюгге) - Бельгия (Гент) - Париж

Если в навигаторе включить галочку у функции "Избегать платных дорог" и он будет прокладывать путь не по скоростным автострадам, где ничего толком не увидишь, а через менее значимые дороги, проходящие через множество небольших населенных пунктов. И дело даже не в экономии денег за хайвэи, а в том, что можно увидеть много всего настоящего. Хотя, конечно же, в связи с ограничениями скорости и большей протяженностью маршрута, по времени дорога займет больше. Мы так и сделали и имели возможность осмотреть Францию в подробностях и деталях, проникнуться её устройством и самобытностью.

Чтобы получилось дешевле и без суеты на месте, автомобиль бронировали заранее, примерно за месяц еще из Ростова по интернету.

Сначала я изучил кучу самых разных отзывов о прокатных конторах, составил примерное представление. Сложилась такая картина, можно арендовать авто довольно дешево у местных прокатчиков и в каких-то мутных фирмах, есть дорогие варианты у крупных международных компаний. Наш выбор пал на средний ценовой сегмент. Для бронирования использовал посредника rentalcars.com, который предлагается на сайте booking.com. Брали не самую дешевую машину, а чтобы нам вчетвером было удобно - четырехдверную. На сайте был указан citroen c3 или подобного класса. По факту, нам достался дизельный Peugeot 307 с МКПП.

Автомобиль Peugeot 306 на обочине

Самые выгодные и удачные варианты в поисковике оказались у прокатной конторы Citer. Пункт получения - Лионский вокзал в Париже, до которого было всего несколько остановок на метро. Время получения и сдачи 9:00.

Мы планировали вернуться в Париж поздно вечером, а офис прокатчиков работает до 23:00, очень не хотелось заморачиваться с парковкой на ночь в центре Парижа, да еще и с утра ехать сдаваться. Сотрудница нас успокоила, что мы можем самостоятельно поставить авто на парковку в любое время, а ключи и карту паркинга бросить в специальный ящик на стене офиса Citier. Это оказался даже не ящик, а целый сейф (на фото в правом нижнем углу офиса).

Офис прокатной конторы Citer

При бронировании авто через интернет оплатил сразу полную сумму проката. Читал, что так делать лучше, ибо в сезон, при неполной оплате могут либо вернуть предоплату при отсутствии нужного авто, либо предложить более дорогой класс с доплатой. А при полной заблаговременной оплате вроде бы такого не происходит и даже если и дают авто дороже, то доплат за это уже не требуют. Похоже что-то такое с нами и случилось, ибо дизельные авто чуть дороже в прокате, а доплачивать нам не пришлось.

В качестве депозита, при получении авто, на карте заблокировали 850 евро. Во время блокировки приходит смс о списании этой суммы и в кабинете онлайн банка также отображается операция списания. Однако это просто несовершенство системы и если разобраться, то это не списание, а именно блокировка. Для блокировки удобно использовать не дебетовую карту, на которой будет блокирована довольно большая сумма, а кредитную. Вот тут и становится очевидна разница в блокировке и списании, т.к. это блок, то кредитный расчет не производится и погашать ничего не надо. Впрочем, если вам за нарушения разблокируют не всю сумму, то эта разница и станет вашим кредитом.

Как быстро разблокировали депозит в конторе не могу сказать, потому что разблокировка это процедура не только прокатчиков, но и банка. Судя по отзывам наш любимый Сбербанк производит разблокировку не ранее чем через 30 дней, независимо от того, сняла блок прокатная контора сразу после возврата авто или нет. В моём случае прошло 30 дней с даты возврата, ну может на 1-2 дня больше. Я чуть заранее до разблокировки заходил в банк и пытался выяснить, когда разблокируют и еще какие-нить подробности, но это было бесполезно, сотрудницы вообще ничего в этих делах не понимали, всем отделением разбирались и путались в показаниях, даже предложили мне позвонить в MasterCard и узнать там.

Считается, что из депозита могут быть вычтены не только суммы за повреждения не входящие в страховку, топливо и т.п., но и дорожные штрафы, пришедшие в контору. Подозреваю, что разблокировали депозит они сразу после получения авто, потому что штраф с камеры за превышение скорости мне пришел по почте в Ростов и пришлось его оплачивать самостоятельно, о чём я уже писал в посте "Как оплатить штраф за нарушение ПДД во Франции".

Подробно правила проката описывать не буду они выдаются на русском языке подробно расписаны на 4 листах. Если есть конкретные вопросы по тонкостям спрашивайте в комментариях, расскажу.

Водительское удостоверение попросили международного образца, его я получил уже давно (Получение международного водительского удостоверения) и с этим вопросов не возникло.

Есть такая штука при аренде, если вы возвращаете авто со значительными загрязнениями, то с депозита могут удержать некоторую сумму за мойку. Поэтому мы, сдавая машинку, немного приложили руки и выгребли из салона песок с пляжа Омаха, который ссыпался с ног в салон и бросался в глаза на черном полу.

Еще нам повезло вот в чём. Обычно авто выдают с полным баком топлива и возвращать его надо так, чтобы стрелка также показывала полный бак. В нашем авто при выдаче стрелка была чуть ниже половины бака и нам сказали, что вернуть можно хоть с пустым. Т.е. нам не пришлось заморачиваться с заправкой перед сдачей авто, да еще и вернули хоть и не с пустым баком, но с чуть меньшим уровнем топлива, чем брали.

Первый день нашего автопутешествия был воскресеньем, а воскресенье во Франции выходной день в полном смысле этого слова. Люди сидят по домам и даже толком на улицу не выходят. Не работают кафе, магазины и даже заправки. И если в туристическом Париже, благодаря туристам, оживленно, да и половина заведений работают, то в провинции города пустеют. Даже на дорогах становится мало транспорта. Маленькие города напоминают сцены из фильмов про зомбиапокалипсис, пустые улицы и всё закрыто, хотя кругом всё чисто и аккуратно.

Проезжая по провинции складывается впечатление, ну или приходит понимание, что Франция это, в первую очередь, аграрная страна, кругом поля, а в будние дни и сельхозтехника.

Поля вдоль дороги во Франции

Так, проезжали мы один город за другим и задавались вопросом: "Куда же деваются все жители?". Ведь даже в выходной день должны же они делать чего-то во дворах, в гости ходить, белье вешать ну или еще какие дела делать. Только в одном провинциальном городишке мы видели скопление людей, вероятно, там проводился какой-то местный праздник, даже часть улиц перекрыли и регулировали движение. Сложилось впечатление, что именно сюда съехались люди со всех этих опустевших деревень и городишек Франции.

Я подумал, что когда стемнеет, в домах загорится свет и станет понятно, что все сидят по домам. Забегая вперед, скажу, что в темноте города хоть и освещены уличным освещением, но свет в окнах домов толком не видно. Некоторые окна закрыты плотными жалюзи или ставнями, остается предположить, что остальные просто рано легли спать или тихонько смотрят телевизоры в темноте комнат.

Ночные улицы города Фужер

Ночные улицы города Фужер

Странные дела творятся в этой Франции, разобраться с загадками воскресных дней, видимо, нам так и не удалось, пусть пока так и остается загадкой.

Нам нужно было заправить наш Пежо топливом и тут возникло два момента. Во-первых, заправки закрыты (даже если на них написано 24h) и залиться можно было только самообслужившись, т.е. используя для оплаты карточку, которую принимают непосредственно заправочные колонки, а нам хотелось расплатиться наличными, потому мы заезжали на каждую заправку, в надежде, что она работает и там будут люди, готовые принять кэш. После шестой заправки, решили больше не рисковать и плеснуть немного топлива по карте. А во-вторых, как я уже говорил, автомобиль нам достался дизельный, а на вывесках АЗС слово Disel мы так и не нашли, вместо него было написано Gazole и мы предположили, что это газ, но потом совместными усилиями сообразили, что это дизель по-французски, а уже подъехав в колонке увидели надпись на ней Gazole / Disel и успокоились.

В первый день основной целью нашего автопутешествия было посещение замка Шенонсо и ночевка в городе Фужер.

Есть такая экскурсия или даже туристический маршрут "Замки Луары", куда входят несколько французских замков, но мы решили не перегружаться ими, а посетить один из них, замок Шенонсо. О нем я написал отдельный пост "Замок Шенонсо".

Вообще, во Франции полно самых разных замков, некоторые располагаются в городах покрупнее, а некоторые совсем в маленьких. Вот один из них, который встретился нам по пути. Очень приятно, сделать остановку на отдых в столь живописном месте. Небольшая набережная на противоположном от города берегу, парковка, лавочки, дорожки, кустики и деревца, идиллия.

Замки Луары

На берегу реки во Франции

В Фужер, где у нас была заранее забронирована гостиница, мы приехали поздно вечером. Город был такой же опустевший, но в нашем отеле нас ждали, администратор зарегистрировал нас, выдал ключи, пароль от вайфая и ушел домой. Мы побросали вещи в номер, переставили машину под окна отеля и пошли искать ужин. Нам опять сильно повезло, город был пуст, но проходя по одной из улиц мы увидели курящего парня у, казалось бы, закрытого ресторанчика фастфуда, спросили на счет еды и он согласился приготовить нам сосисок, бургеров и картошки, бюджетно и сытно. Еще немного прогулялись по пустынным улицам города и отправились спать.

Ночь в городе Фужер

Рано утром, еще до рассвета мы собрались дальше в дорогу.

Пока мои попутчики собирали вещи я вышел на улицу и увидел как открывают кафе рядом с гостиницей, сразу же подтянулись сонные местные жители. Такая классная атмосфера получилась, видно, что еще не до конца проснувшиеся французы перед работой зашли выпить утренний кофе с круасаном, несколько мужчин, некоторые сели прямо за стойку, кто-то за столик, кто-то даже на улицу, чтобы покурить. Работает телевизор, где показывают какие-то новости, я тоже присел к стойке и заказал кофе с круасаном, а сам наблюдаю за происходящим. Мой сосед, кроме кофе купил пару лотерейных билетов и попивая кофе, смотрит в телевизор, где проходит розыгрыш, зачеркивает номера в своих билетах. Вот кто-то заходит и с кем-то здоровается, кажется, что так у них начинается почти каждое утро. Женщина, работающая в кафе, видно тоже еще не достаточно бодра и наливает себе кофе. Вроде бы ничего такого, но так по-настоящему всё кругом, как сцена из фильма, но не такая фантастичная или приукрашенная, в которую не верится, а простая жизнь с настроением и атмосферой.

А у нас впереди остров Монсенмишель, где мы будем смотреть на прилив.

Мон-Сен-Мишель

Подробности посещения острова и монастыря Мон Сенмишель отдельным постом.

Нагулявшись по крутым улочкам острова двигаемся дальше. Дело близится к обеду, встречаем придорожное кафе для дальнобойщиков, где с удовольствием и до отвала утоляем голод. Придорожные кафе для дальнобойщиков хороши тем, что там недорого и порции большие. Считается, что водители должны не просто перекусить, а хорошо покушать в дальнюю дорогу во время остановки, ведь им еще ехать и ехать.

Когда мы остановились около кафе, парковка действительно была заставлена грузовыми автомобилями, а внутри кафе было довольно многолюдно. А когда уезжали обеденное время подходило к концу и все разъехались. Только какие-то местные то ли охотники, то ли фермеры общались около пары пикапов, показывая друг другу собак, сидящих в кузове. Они даже немного попробовали пообщаться с нами, завидев наш интерес к пёсикам. Однако в провинции с английским языком дело обстоит туго и с большим трудом мы смогли лишь рассказать, что мы из России, чем удивили этих суровых местных мужчин.

Придорожное кафе для дальнобойщиков

Едем дальше. Следующая ночевка у нам в городе Этрета, на берегу Ла-Манша. Приехали еще до заката, но пока искали парковку стемнело. У нас в распоряжении вечер и утро, осматриваем город Этрета и его окрестности.

Город Этрета на побережье Ла-Манша

После Этреты, нашим следующим пунктом будет бельгийский город Брюгге, а впереди еще половина дня, решаем немного отклониться от маршрута, чтобы посетить знаменитые пляжи Нормандии, а в частности пляж Омаха, где во время Второй мировой войны происходила высадка союзников.

Обеденное время прошло и покушать в кафе не получается. Заезжаем по пути в супермаркет и закупаем провизию. Ищем место, чтобы с комфортом отобедать. Останавливаемся на ланч на полянке в окрестностях города Русвиль (Rousseville).

Пикник на обочине

К вечеру пересекаем границу с Бельгией. Говорят, что граница между странами шенгена обозначена знаками евросоюза, но в этом месте помимо знаков встречаются закрытые пограничные посты и знаки, на которых указываются скоростные режимы движения по различным классам бельгийских дорог. Ограничение максимальной скорости: в населенных пунктах - 50 км/ч, между населенными пунктами - 90 км/ч, на автострадах - 120 км/ч.

Граница Франции и Бельгии

Двигаемся по хайвэю в сторону Брюгге, забавный момент: временные светящиеся знаки о проведении дорожных работ начинают встречаться уже за 12 км до места их проведения, прям таки создают интригу.

Бельгийский город Брюгге.

Опять же, мне нравится путешествовать на авто, потому что приезжая в город под вечер можно осмотреть его ночной вариант, с красивыми подсветками и пустеющими улицами и площадями,...

Ночные улицы Брюгге

... а с утра увидеть суетный утренне-дневной, с туристами и посещением достопримечательностей.

Город Брюгге

Многоуровневые развязки на съездах и въездах на автострады в Бельгии это что-то, навигатор хоть и старается сделать всё что можно, но сориентироваться с первого, да что там с первого, со второго раза, не всегда получается, слишком много поворотов, разворотов, съездов, въездов да еще и на разных высотах, что заморачивает показания навигатора. Раз уж мы в Бельгии, а между городами тут полчаса на машине, грех не посетить еще один бельгийский город, Гент. Делаем небольшой крюк и заезжаем с коротким ознакомительным визитов в Гент.

Небольшая прогулка по Генту.

Бельгийский город Гент

Пора возвращаться в Париж. Провинцию Франции и Бельгии мы осмотрели достаточно, на улице стемнело и мы выбираем для обратного пути кратчайший маршрут по автобанам. Если на бельгийских шоссе ограничение скорости для легковых автомобилей - 120 км/ч, то на французских - 130 км/ч. Довольно быстро мы добираемся до Парижа, хоть и не успеваем до закрытия прокатной конторы. Выгружаем вещи дома и оставляем авто на паркинге прокатчиков. Даже на метро успеваем, чтобы добраться домой.